На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 628 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vladimir Vlasov
    НАТО нужна штатам, а Европа та корова, которую они будут доить.🛑 США ответили н...
  • Александр Симаков
    Вы же сами в первом комментарии написали, что некоторые от радости матерятся.  Александр Ширвиндт вроде был добрым и ...«А шо такого?», и...
  • Александр Симаков
    Цепь наматывается на барабан, а не на блестящую стальную ручку.  Никто не запрещает Вам и Вашему мужику материться у ...«А шо такого?», и...

Лестница троллей — живописная дорога в Норвегии на крутом склоне, построенная после просьб местных крестьян.

На протяжении трёх веков у крестьян из долины Вальдаллен возникал когнитивный диссонанс.

Регулярно, с 1553 по 1875 год, около фермы на берегу соседнего фьорда проходила богатая Румсдалленская ярмарка. Купцы и такие же простые работяги привозили туда свои товары, а пастухи — сгоняли стада с горных пастбищ в специально построенные загоны-витрины.

Ярмарка манила крестьян, как свет керосиновой лампы манит мотылька.

Но было одно важное «но». Туда было очень трудно добраться.

Нелёгкий путь через горы троллей

Долина Вальдаллен была безнадёжно закрыта с трёх сторон горными массивами.

Большинство названий тут связано с троллями. Справа находится горный массив Тролльтиндане, в котором есть «Колпак тролля», «Стена троллей» и т. д. Такой уж норвежский фольклор, что поделать

Путь преграждали высокие, тёмные и отвесные скалы. Чтобы вы понимали состояние местных жителей, предлагаю на секунду оказаться на местности:

Долина зажата между скалами
А это та самая «Стена Троллей». Здесь высота вертикального участка составляет 1 км, что делает его самой высокой отвесной скалой в Европе. По-моему, идеальная иллюстрация для песни « Камнем по голове» )

Хотя Вальдаллен кажется холодной и неприветливой, она неплохо подходит для сельского хозяйства. Насколько вообще это возможно в западной Норвегии.

На зелёных лугах паслись стада коз и коров. Плодородная земля и относительно тёплый микроклимат зажатой между гор долины позволяли выращивать щедрые урожаи овощей и ягод. Особенно ягод: Вальдаллен до сих пор называют «Клубничной долиной».

Клубничное поле в Вальдаллене сегодня

Так что местным жителям было, что продать. А другим норвежцам хотелось купить у них сладких ягод.

Вальдалленским крестьянам приходилось отправляться в долгий и без преувеличения опасный путь козьими тропами.

Местами они шли по краю обрывов, стараясь не попасть под камнепад, и сердце каждый раз замирало, когда камень выскальзывал из-под подошвы. Они переходили вброд неистовые горные реки и промокали до нитки от брызг водопадов.

Слева — долина Вальдаллен. Справа — горный перевал Тролльстиген, после которого начинается крутой спуск вниз. Именно там и построят «Лестницу троллей»

Тропы были настолько узкие, что по ним не могла проехать повозка. Люди несли грузы на себе и тянули вьючных животных.

И, вернувшись после такого «замечательного» путешествия в свою хлебную и уютную долину, писали просьбы как-нибудь посодействовать и построить им дорогу в Румсдаллен.

Их просьбы оказались услышаны. Правда, когда Румсдалленская ярмарка уже оказалась закрыта. В конце XIX века приступили к первому этапу — к строительству дороги в долине, и позже обследуют местность на предмет возможного создания пути напрямую — через горный перевал Тролльстиген.

«Самое лучшее, что есть в Норвегии»

К удивлению многих, инженер Нильс Ховденак счёл строительство автомобильной дороги через перевал возможным. Удивиться тут было чему: если путь из Вальдаллена до перевала поднимался относительно плавно, то на другой стороне —почти срывался вниз по крутой стене.

Нильс описал, как важно местным жителям иметь прямое сообщение без риска сорваться в пропасть. Но сделал акцент на другом: будущая дорога станет популярным туристическим маршрутом.

Дорога через горы станет важным туристическим маршрутом и, прежде всего, потому что этот перевал в смысле природного ландшафта самое лучшее, что есть в нашей Норвегии

После 8 лет строительства, 31 июля 1936 года, король Норвегии Хокон VII лично принимает построенную дорогу и даёт ей название «Лестница Троллей».

Инженер Нильс оказался прав не только в возможности строительства на сложном участке, но и в перспективах. Сегодня петляющий участок норвежской дороги RV63, соединяющей современный Ондалснес (место прежней ярмарки) и деревню Вальдалл (самая удалённая точка долины) известен далеко за пределами Норвегии.

Дорога начинается в Ондалснесе и поднимается сразу к Лестнице Троллей.

Прежде чем подняться на перевал, водителю нужно преодолеть 11 резких поворотов, сложенных в эталонный горный серпантин на отвесном склоне.

Но настоящая изюминка Лестницы троллей ждёт путника приблизительно в середине подъёма на перевал.

Неожиданно перед глазами появляется огромный каскадный водопад Стигфоссен, который срывается со скалы. Общая высота всех 7 ступеней — 239 метров.

Водопад Стигфоссен

Дорога повернёт, кажется, в самый последний момент перед Стигфоссеном. Фотографии не передают всей эпичности этого момента, поэтому сюда загружу видео.

https://vkvideo.ru/video-229697321_456239034?ref_domain=dzen.ru

Добравшись наверх, можно посмотреть вниз и ещё раз оценить серпантин, оставшийся внизу.

Осенью и зимой проезд становится опасен и невозможен — из-за снега, льда и высокой вероятности лавин. С середины октября и до конца весны дорога официально закрыта. Лестница Троллей отдыхает — и ждёт нового сезона

В самой верхней точке перевала Тролльстиген находится смотровая площадка, парковка, сувенирные лавки и прочие радости туриста. Высота — 858 метров над уровнем моря.

После дорога спускается с перевала и перед водителем постепенно начинает раскрываться долина Вальдаллен.

Тёмные скалы расступаются, многочисленные ручейки и речушки стекают со скал и складываются в одну реку, вдоль которой дальше и пойдёт дорога с плавным понижением, а по краям будут попадаться маленькие озёрца с ледяной водой.

Спуск в долину

Так путь дойдёт до фьорда, где заканчивается долина Вальдаллен и находится деревня Вальдалл.

Вот так выглядит сбывшаяся мечта крестьянина из долины Вальдаллен. Хотя с открытия дороги прошло почти столетие, её до сих пор называют «примером инженерного и конструкторского искусства».

_____________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

наверх