Часть 2
Итак, закон о школьной реформе 1908 года. Вводивший, по распространенному мнению, обязательное бесплатное начальное образование. 3 мая 1908 года действительно был одобрен закон, касавшийся школьного образования. Правда, назывался он «Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального образования».
М. И. Жук, «Портрет гимназиста» (фрагмент). 1906 г. Фото: Общественное достояние
Перейти к первой части статьи
Средства отпускались на финансирование (постройку, оборудование, содержание) казенных начальных училищ. И да, обучение в финансируемых из казны училищах становилось бесплатным.
А вот о введении всеобщего обязательного начального образования в этом законе нет ни слова.
Хотя эта инициатива, действительно, была, но в другом документе. В законопроекте министра народного просвещения П. фон Кауфмана, так и называвшемся: «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи».
Кстати, этот проект был внесён в Государственную думу даже раньше, 20 февраля 1907 года.
И действительно, первый его пункт гласил:
1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе.
А. М. Корин, «Опять провалился», 1891 г. Фото: Общественное достояние
Устанавливались также продолжительность обучения, число учеников на одного педагога и площадь, обслуживаемая школой:
3. Нормальная продолжительность обучения в начальной школе — 4 года.
4. Нормальным числом детей в начальной школе на одного учителя признается — 50.
5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом.
Организовывать все это должны были органы местного самоуправления, с частичным включением в число создаваемых (и финансируемых из казны) школ и имеющихся церковно-приходских школ — ЦПШ.
Плюс сохранялись, разумеется, и подведомственные Синоду ЦПШ.
Так что да, такой законопроект действительно был. С осени 1907 по середину 1912 рассматривался в Думе, комиссии по народному образованию и Государственном совете.
Между думой и Государственным советом возник конфликт: Госсовет был не против даже увеличить финансирование — если отменить крайний срок перехода на всеобщее обучение.
Дума же, наоборот, категорически настаивала на завершении программы за 10 лет.
И. Е. Репин, «Заседание Государственного совета», 1903 г. Фото: artchive.ru
В конце концов, Госсовет в 1912 году отклонил сам проект…
Впрочем, подвижки были. Упомянутый выше закон от 3 мая 1908 года об отпуске дополнительных средств работал, и с 1908 по 1914 г. бюджет народного образования увеличился втрое, в т. ч. было открыто 50 тысяч новых школ.
Надо отдать должное: Николай II здесь не скупился.
Так что к 1914 г. на 1000 человек населения приходилось учащихся:
в России 59 в Австрии — 143 в Великобритании — 152 в Германии — 175 в США — 213 во Франции — 148 в Японии — 146 человекИ обязательное всеобщее и бесплатное начальное обучение таки вводится: к 1915 году в 15 земствах из… более чем 440, примерно в 3%.
Хочу сделать небольшое отступление.
Безусловной заслугой Советской власти является ликвидация детской беспризорности. Масштабы были колоссальными: в 1921 в стране насчитывалось от 4 до 7 млн. беспризорных детей. Разброс оценок почти двукратный… Неудивительно, с учетом ситуации общей разрухи. Так что массовая беспризорность в целом была ликвидирована лишь к середине 30-х!
В. А. Дрезнина, «Феликс Эдмундович Дзержинский среди детей в трудовой коммуне», 1953 г. Фото: Общественное достояние
Вдумаемся: по полной идут коллективизация и индустриализация, создана мощная сеть школ, да и правоохранительные (или репрессивные, тут уж для кого как!) органы работают по полной — и только тут беспризорность побеждена. При том, что большевики умели быстро и жестко решать проблемы. Но, видимо, ситуация была очень серьезной, раз понадобилось столько времени.
И еще одно «но»: хотя ликвидация беспризорности — безусловная заслуга большевиков, сама столь массовая беспризорность стала следствием революций и Гражданской войны.
А вот массовая неграмотность досталась от царских времен. И ликвидация безграмотности стала одним из первых масштабных большевистских проектов.
В 1918 году издается Декрет о Единой Трудовой Школе.
Новая школа — двухступенчатая: 5 (от 8 до 13 лет) и 4 года (от 13 до 17 лет).
Г. С. Васецкий, «Первое сентября», 1960 г. Фото: Общественное достояние
Обязательное преподавание русского языка будет введено в 1938 году. Основные задачи решены, дошла очередь до формирования единого языкового пространства…
1930 год — Закон о всеобщем обязательном неполном среднем образовании: 4 года (начальное) для сельской местности, 7 лет (неполное среднее) для города.
В 1934 году школа становится трехступенчатой: начальная (1−4 классы), неполная средняя (1−7), средняя (10 классов).
Почти с нуля организуется система среднего технического образования.
Во-первых, при предприятиях создается сеть школ фабрично-заводского обучения (ФЗУ), где подростки получали не только общее образование, но и начальные профессиональные навыки. То есть предприятия готовят рабочие кадры для себя и, видимо, сразу с учетом специфики конкретного производства.
Также к 1939 году создается сеть из около 2700 техникумов.
Н. Г. Ломакин, «Первая деталь», 1953 г. Фото: Общественное достояние
И еще два важных момента.
Но мы говорили больше о начальном общедоступном образовании, основе всех прочих ступеней.
К 1932 году обучаются 98% детей от 8 до 11 лет. И можно сказать, что к 1939 году СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
А. М. Иванова, «Нахимовцы в военно-морском музее», 1949 г. Фото: Общественное достояние
А помните, выше я приводил данные по армии Российской империи о том, что в 1912 году среди нижних чинов насчитывалось 41,5% грамотных? За 20 лет Советской власти среди призывников насчитывалось около трети… нет, не грамотных, а получивших среднее и высшее образование.
Н. Л. Веселова, «Награждённый учитель», 1950 г. Фото: Общественное достояние
Мне кажется, комментарии излишни…
Автор: Александр Смирнов
© Школа жизни
Свежие комментарии