На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 628 подписчиков

Свежие комментарии

  • дмитрий 900
    Ну почему мы это не применяем? А так с автоматом и бегаем.Феноменальная точ...
  • Регина Толстоброва
    Хороша роакета, а они завопили сразу от нее. не нравится, что у нас такое замечательное оружие.Феноменальная точ...
  • Vladimir Vlasov
    НАТО нужна штатам, а Европа та корова, которую они будут доить.🛑 США ответили н...

Как в России вводили всеобщее образование и что из этого вышло?

Часть 2

Итак, закон о школьной реформе 1908 года. Вводивший, по распространенному мнению, обязательное бесплатное начальное образование. 3 мая 1908 года действительно был одобрен закон, касавшийся школьного образования. Правда, назывался он «Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального образования».

М. И. Жук, «Портрет гимназиста» (фрагмент). 1906 г.

М. И. Жук, «Портрет гимназиста» (фрагмент). 1906 г. Фото: Общественное достояние

Перейти к первой части статьи

Средства отпускались на финансирование (постройку, оборудование, содержание) казенных начальных училищ. И да, обучение в финансируемых из казны училищах становилось бесплатным.

А вот о введении всеобщего обязательного начального образования в этом законе нет ни слова.

Хотя эта инициатива, действительно, была, но в другом документе. В законопроекте министра народного просвещения П. фон Кауфмана, так и называвшемся: «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи».

Кстати, этот проект был внесён в Государственную думу даже раньше, 20 февраля 1907 года.

И действительно, первый его пункт гласил:

1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе.

А. М. Корин, «Опять провалился», 1891 г.

А. М. Корин, «Опять провалился», 1891 г. Фото: Общественное достояние

Устанавливались также продолжительность обучения, число учеников на одного педагога и площадь, обслуживаемая школой:

3. Нормальная продолжительность обучения в начальной школе — 4 года.

4. Нормальным числом детей в начальной школе на одного учителя признается — 50.

5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом.

Организовывать все это должны были органы местного самоуправления, с частичным включением в число создаваемых (и финансируемых из казны) школ и имеющихся церковно-приходских школ — ЦПШ.

Плюс сохранялись, разумеется, и подведомственные Синоду ЦПШ.

Так что да, такой законопроект действительно был. С осени 1907 по середину 1912 рассматривался в Думе, комиссии по народному образованию и Государственном совете.

Между думой и Государственным советом возник конфликт: Госсовет был не против даже увеличить финансирование — если отменить крайний срок перехода на всеобщее обучение.
Дума же, наоборот, категорически настаивала на завершении программы за 10 лет.

И. Е. Репин, «Заседание Государственного совета», 1903 г.

И. Е. Репин, «Заседание Государственного совета», 1903 г. Фото: artchive.ru

В конце концов, Госсовет в 1912 году отклонил сам проект…

Впрочем, подвижки были. Упомянутый выше закон от 3 мая 1908 года об отпуске дополнительных средств работал, и с 1908 по 1914 г. бюджет народного образования увеличился втрое, в т. ч. было открыто 50 тысяч новых школ.

Надо отдать должное: Николай II здесь не скупился.

Так что к 1914 г. на 1000 человек населения приходилось учащихся:

в России 59 в Австрии — 143 в Великобритании — 152 в Германии — 175 в США — 213 во Франции — 148 в Японии — 146 человек

И обязательное всеобщее и бесплатное начальное обучение таки вводится: к 1915 году в 15 земствах из… более чем 440, примерно в 3%.

Хочу сделать небольшое отступление.

Безусловной заслугой Советской власти является ликвидация детской беспризорности. Масштабы были колоссальными: в 1921 в стране насчитывалось от 4 до 7 млн. беспризорных детей. Разброс оценок почти двукратный… Неудивительно, с учетом ситуации общей разрухи. Так что массовая беспризорность в целом была ликвидирована лишь к середине 30-х!

В. А. Дрезнина, «Феликс Эдмундович Дзержинский среди детей в трудовой коммуне», 1953 г.

В. А. Дрезнина, «Феликс Эдмундович Дзержинский среди детей в трудовой коммуне», 1953 г. Фото: Общественное достояние

Вдумаемся: по полной идут коллективизация и индустриализация, создана мощная сеть школ, да и правоохранительные (или репрессивные, тут уж для кого как!) органы работают по полной — и только тут беспризорность побеждена. При том, что большевики умели быстро и жестко решать проблемы. Но, видимо, ситуация была очень серьезной, раз понадобилось столько времени.

И еще одно «но»: хотя ликвидация беспризорности — безусловная заслуга большевиков, сама столь массовая беспризорность стала следствием революций и Гражданской войны.

А вот массовая неграмотность досталась от царских времен. И ликвидация безграмотности стала одним из первых масштабных большевистских проектов.

В 1918 году издается Декрет о Единой Трудовой Школе.

Новая школа — двухступенчатая: 5 (от 8 до 13 лет) и 4 года (от 13 до 17 лет).

Г. С. Васецкий, «Первое сентября», 1960 г.

Г. С. Васецкий, «Первое сентября», 1960 г. Фото: Общественное достояние

Обязательное преподавание русского языка будет введено в 1938 году. Основные задачи решены, дошла очередь до формирования единого языкового пространства…

1930 год — Закон о всеобщем обязательном неполном среднем образовании: 4 года (начальное) для сельской местности, 7 лет (неполное среднее) для города.

В 1934 году школа становится трехступенчатой: начальная (1−4 классы), неполная средняя (1−7), средняя (10 классов).

Почти с нуля организуется система среднего технического образования.

Во-первых, при предприятиях создается сеть школ фабрично-заводского обучения (ФЗУ), где подростки получали не только общее образование, но и начальные профессиональные навыки. То есть предприятия готовят рабочие кадры для себя и, видимо, сразу с учетом специфики конкретного производства.

Также к 1939 году создается сеть из около 2700 техникумов.

Н. Г. Ломакин, «Первая деталь», 1953 г.

Н. Г. Ломакин, «Первая деталь», 1953 г. Фото: Общественное достояние

И еще два важных момента.

Но мы говорили больше о начальном общедоступном образовании, основе всех прочих ступеней.

К 1932 году обучаются 98% детей от 8 до 11 лет. И можно сказать, что к 1939 году СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

А. М. Иванова, «Нахимовцы в военно-морском музее», 1949 г.

А. М. Иванова, «Нахимовцы в военно-морском музее», 1949 г. Фото: Общественное достояние

А помните, выше я приводил данные по армии Российской империи о том, что в 1912 году среди нижних чинов насчитывалось 41,5% грамотных? За 20 лет Советской власти среди призывников насчитывалось около трети… нет, не грамотных, а получивших среднее и высшее образование.

Н. Л. Веселова, «Награждённый учитель», 1950 г.

Н. Л. Веселова, «Награждённый учитель», 1950 г. Фото: Общественное достояние

Мне кажется, комментарии излишни…

Автор: Александр Смирнов
© Школа жизни

Ссылка на первоисточник
наверх