На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 628 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Симаков
    Вам пора  уже переходить к следующему  этапу -  ставьте  точки после каждой буквы.  А потом можно будет буквы вообще ...О лишении граждан...
  • Наталья Дорожкина
    Депутатам надо обратить внимание на то, что «ценные специалисты» на улицах разговаривают только на своих языках. Когд...О лишении граждан...
  • Валерьян Смогловский
    Слушать. Не. Слушай. И. Врать. Не. Мишай.как.было.так.и.останется.Беглов.наглядный.пример.полный.город.азиатского.дерьмаО лишении граждан...

География - это судьба… и мораль

Основой геополитики и геостратегии в ХХ в. стала концепция о противостоянии Хартленда и Островов или противостояния цивилизаций Суши и Моря.

Логистическая теория цивилизации приводит нас к мысли, что вся наша история и есть летопись взаимодействия народов Моря и Суши. Взаимодействия… и конфликта.

Ведь география накладывает отпечаток не только на разные условия жизни, но и на в чем-​то противоположные способы мышления, психологию и мораль.

Западная цивилизация считает себя морской, а Восток (Азия), Север (Россия) и Юг (Африка, Юж. Америка) - Сушей.

Морские народы более гибкие, подвижные и склонные к торговле, но основные ресурсы (путь к богатству и могуществу) находятся - на Суше. А, значит, для их получения приходится вступать в определенное взаимодействие и взаимоприкосновение.

И взаимодействие Моря и Суши происходит по следующей схеме:

  • Море находит точку входа на Сушу и строит там факторию или портовый город;

  • города ориентированы на близость к рекам т.к. вода - самый дешевый способ транспортировки больших грузов;

  • вглубь территорий Суши отправляется разведка для поиска ресурсов;

  • обычно, поиск ведется вверх по течению рек, на расстоянии дневных переходов ставятся поселения;

  • когда ресурс найден организуется его добыча и вывоз (сплав) вниз по рекам до фактории;

  • если на местами залежей ресурсов обнаруживаются скопления аборигенов, то стратегия может меняться: нужные товары можно выменивать (торговля) или отнимать (война);

  • когда ресурсы по рекам сплавлены в порт, они далее по морю вывозятся либо в города Моря (или на Остров), либо в другие порты для торговли.

Такой тип взаимодействия можно нарисовать в виде дерева: по корням (сеть рек и дорог) ресурсы Суши доставляются до магистральной реки или порта (ствол) и расходятся по владениям Моря для торговли (ветки и листья) или производства технологичных товаров (плоды).

Т.е. Суша - это корни дерева и обеспечение ресурсами, а Море - это крона, которая превращает ресурсы в развитие и дальнейшую экспансию. 

При этом, берег - это окраина Суши и, обычно, на берегу живут не самые развитые и передовые народы.  Т.е. передовая, предприимчивая и развитая часть Моря сталкивается с окраинной частью Суши. Нетрудно понять, что основная прибыль от такого взаимодействия достается "кроне", а не "корням".

Образ жизни такого рода превращается в образ мышления. 

Мораль и система ценностей Моря становится взглядом на Сушу с внешней стороны.

Можно описать её следующими тезисами:

  • Суша нам нужна как источник ресурсов;

  • мы - более развитые и умные;

  • мы идем на Сушу за ресурсами и приносим туда Цивилизацию;

  • мы приносим отсталым народам Цивилизацию и в качестве платы мы берем за это ресурсы;

  • забирать ресурсы у Суши - это нормально, мы сможем их лучше использовать;

  • если отсталые народы сопротивляются, то мы имеем право забрать ресурсы обманом или силой;

  • взаимодействие с Сушей продолжается, пока оно нам выгодно;

  • выгодно всё, что увеличивает капитал и приносит прибыль.

Т.е. морские народы - предприниматели, исследователи, торговцы и пираты.

Образ мышления такого рода формирует, оправдывает и поддерживает отличные от народов Суши подходы к основным вопросам.

Торговля и деньги.

Если для Суши торговля - это необходимость (основные ценности - сила и земля), то для Моря - это основная призма взгляда на мир.

Через торговлю и деньги определяется иерархия и доминация (кто богаче - тот и папа), через торговлю и деньги определяется привлекательность и успешность того или иного проекта (насколько отбились инвестиции), через торговлю и деньги происходит самореализация. Ценится готовность к риску и мотивация на успех.

Честь и репутация также определяется иначе, чем у Суши.

Обман вполне допустим, т.к. это не я тебя обманул, это просто сделка для меня более выгодна, я оказался более умным, гибким и приспособленным, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. Но все было честно, ведь ты вступал в сделку добровольно!

Введение в заблуждение, сокрытие информации, жонглирование законами, искажение истины и даже прямой обман "чужих" становятся вполне допустимым в общественных отношениях.

Развивается кредит, ссудный процент и финансовые инструменты.

В пределе деньги наделяются духовным смыслом и даже становятся критерием праведности (иудаизм, протестантизм и т.д.).

Свобода.

Для Суши важны ценности долга и служения, а для морского народа личное - важнее общественного, а свобода и отсутствие ограничений - это основа мышления.

  • личная свобода и свобода самореализации;

  • свобода мнения и свобода слова;

  • свобода передвижения;

  • свобода сексуальная;

  • свобода экономическая (возможность достижения успеха).

Если на Суше репутация и честь имеют значение т.к. на одном месте все жители всё друг про друга знают и неосторожное слово может вызвать многолетнюю вражду, то на Море люди легко меняют место, а на одном месте (рынки, порты) постоянно меняются люди.

В морской среде легче приживаются либеральные ценности и новые смелые идеи, развиваются искусства и науки, предпринимаются рискованные проекты.

Земля.

Если для народов Суши земля и территория - это самоценность, то для Моря земля - это один из способов получения прибыли. И отношение - соответствующее.

Взгляд на землю не хозяина, а пользователя, временного владельца и концессионера. Обустройство территории (поселений, факторий) не "на века", а в рамках решаемой Задачи.

Склонность рассматривать всех аборигенов за забором как чужих: варваров, потенциальных врагов и возможных слуг.

Земля менее важна, чем деньги.

Война.

Если для Суши война - это либо захват чужих территорий, либо защита своих, то для Моря война - это продолжение конкуренции другим способом.

Если не получилось выменять и выторговать (на бусы) у местных аборигенов ресурсы, то нужно подключать военные методы: 

  • устроить войну между местными и добить ослабленных победителей; 

  • устроить революцию и посадить на трон собственных ставленников ("Короли и капуста" О'Генри);

  • высадить экспедиционный корпус для "наведения порядка";

Т.к. морские народы на Суше - чужаки, то предпочитают воевать руками местных сипаев наемников и придерживаться максимы "разделяй и властвуй".

При этом, учитывая отделенность и отдаленность родного Острова от Суши, всегда остается возможность выхода из конфликта: зафиксировать убытки, уплыть и вернуться, когда ситуация изменится. Т.е. война не до упора и насмерть, а для достижения выгодного результата. У народов Суши в войне, обычно, одна из сторон воюет за родную землю и стратегия "я - в домике" не предусмотрена.

Война также рассматривается одним из видов бизнеса. Если территорию "выкачали" мирными способами (торговля, обмен), то можно устроить войну и на этом фоне перераспределить собственность в свою пользу, загнать народы Суши в долги или получить прибыль за счет нарушения торговых цепочек (например, война на сельскохозяйственных территориях повышает цену на еду и корма для животных).

Если на Суше над местом залегания нужных ресурсов оказалась развитая цивилизация, то, вероятно, выгодной торговли (т.е. обмен золота на бусы) с ней не получится и лучший вариант - разрушить эту цивилизацию и свести задачу к предыдущей (торговля с дикарями).

Т.о. войны Моря - это борьба за контроль торговых путей и транзита ресурсов, а не за дом и людей. Лучшая война - это война чужими руками или истребление более отсталых и слабых противников.

Люди.

Для Суши люди - источник силы и важно, чтобы людей было как можно больше (т.к. это землепашцы и потенциальная армия), а уж применение им найдется (в крайнем случае - заставим).

Для Моря люди - источник выгоды и важнее наличие "правильных" людей т..е. обладающих нужными навыками, системой ценностей, полезными связями и "правильным" взглядом на мир. Поощряются способы воздействия на людские массы, психологические и риторические приемы, элементы тонкой настройки общества (у Суши всегда есть вариант насилия). Взятки, подкуп, лоббизм - допустимы, если остаются в тайне и несут экономическую выгоду.

Обратная сторона: "неправильные" люди - не нужны.

Итак, Море идет на Сушу для получения необходимых ресурсов и по путям вывоза ресурсов обустраивает территорию и переносит развитие аборигенам (концепция корней и кроны).

При этом наиболее передовые технологии оставляются в тайне, чтобы сохранить эффект технологического превосходства.

Т.к. наиболее передовая часть Моря (торговцы, предприниматели, пираты) сталкиваются с наименее передовой частью Суши (берег - это окраина Суши), то у Моря появляется комплекс превосходства.

Моральные принципы, выстроенные на этой базе, становятся несколько односторонними.

Мы - выше аборигенов и варваров. Мы приносим развитие и прогресс. Мы несем знамя Цивилизации. Мы и есть Цивилизация!

Мы имеем право определять стандарты и правила жизни для всех народов и они должны подчиняться нашим правилам (западная этика, третья этическая система).

В пределе: мы - основа развития. Мы - залог существования  человечества. Мы и есть люди!

Такой взгляд сверху-​вниз Запада на Север, Восток и Юг с точки зрения морской цивилизации оправдан и логичен. А все, кто идет против - должны быть раздавлены и наказаны (постулат западной этики: все должны делать то, что делаю я).

Такой подход выкачивания соков из Суши дает возможность западному миру концентрировать ресурсы, создавать излишки и перенаправлять их на развитие науки, искусства, повышение качества жизни своих граждан. Одновременно, не позволяя конкурентам заниматься тем же самым.

Оказавшись на вершине мира, западная цивилизация пытается заставить остальных (народы Суши) принять её правила и согласиться с их правотой, что обеспечит дальнейшую сытую жизнь западному миру.

Если Суша согласится, что Море имеет право забирать ресурсы в обмен на бусы, то так и будет продолжаться. Но грядут времена энергодефицита, цена кормления "чужого дяди" возрастает и всё больше стран и народов начинают вести разговоры о "справедливости", отказываться от главенства западной морали и привилегированного положения западного мира.

Весной и летом крона зеленеет, получает питание от корней и приносит плоды. Осень - время сбора урожая и торговли.

Но Зима близко...

А зимой корни - важнее.

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Ссылка на первоисточник
наверх